«Синдром эмоционального выгорания. Симптомы и профилактика»
В последние тридцать лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми, в первую очередь людей помогающих, альтруистических профессий, где сама работа обязывает оказывать помощь людям: это медицинские работники, педагоги, воспитатели, волонтеры, психологи, социальные работники, спасатели, работники торговли, менеджеры, руководители, священнослужители, работники правоохранительных органов, пожарные. А в последнее время концепция данного заболевания расширилась на специальности, где контакт с людьми вообще не характерен (например, программисты).
Представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – «синдрому эмоционального выгорания». Термин был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году
Синдром эмоционального выгорания –это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, развивающееся как результат хронического стресса на работе.
В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Какие же факторы, способствуют развитию синдрома эмоционального выгорания? Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:
- предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка. Сюда же можно отнести и двусмысленные, неоднозначные требования к выполняемой работе;
- отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;
- недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное, а также частое отсутствие выходных и отпусков;
- невозможность влиять на принятие важных решений;
- постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование);
- однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным, вежливым, улыбчивым;
- работа с «тяжелыми» клиентами: это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями;
- провоцировать синдром выгорания могут болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента).
- отсутствие каких-либо интересов вне работы;.
Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, забывает о собственных нуждах, об отдыхе, о еде и проч. и затем наступает первый признак эмоционального выгорания – истощение. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.
Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность. Человека перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Полностью утрачивается интерес к клиенту.
Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой. Низкая самооценка, вина и депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность. Человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств, он становится не в состоянии эффективно взаимодействовать с внешним миром. Это означает полный личный и социальный неуспех.
Давайте посмотрим, какие симптомы характерны для эмоционального выгорания, прислушайтесь к себе, проанализируйте свое состояние и постарайтесь определить, есть ли у вас признаки эмоционального выгорания.
Выделяют пять групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:
1.Физические симптомы:
- разбитость, подавленность, усталость и физическое утомление: такие, что хочется лечь и уснуть, полное истощение;
- снижается работоспособность, что приводит к нехарактерным ошибкам;
- снижаются показатели психических процессов: памяти, мышления, внимания;
- человек без видимой причины теряет в весе или, наоборот, набирает вес;
- несмотря на усталость, мучает бессонница, но даже при нормальной длительности сна – отдых не ощущается;
- очень плохое общее состояние здоровья: затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, повышется давление, обостряются желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые заболевания.
2.Эмоциональные симптомы
- неэмоциональность, недостаток эмоций; в то же время в отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента, и как результат – потеря самообладания и самоконтроля;
- развитие психосоматических заболеваний;
- пессимизм, цинизм и черствость, как в работе, так и в личной жизни; увеличение деперсонализации своей или других, т.е. все люди становятся безликими, как манекены;
- безразличие и усталость;
- ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность;
- повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств, таких как раздражительность и агрессивность;
- нарастание тревоги, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться;
- развитие депрессии, чувства вины, снижение самооценки;
- душевные страдания, вплоть до истерик;
- потеря надежд на профессиональные перспективы;
- преобладает чувство одиночества;
3 .Поведенческие симптомы
- увеличение рабочего времени (больше 45 часов в неделю);
- во время рабочего дня часто появляется усталость и непреодолимое желание прерваться, отдохнуть;
- безразличие к еде; стол скудный, без изысков;
- оправдание употребления большого колличества табака, алкоголя, лекарств;
- учащение несчастных случаев (травмы, падения, аварии и т.д.);
- импульсивное эмоциональное поведение;
4.Интеллектуальное состояние
- уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем, конфликтов;
- увеличение скуки, тоски, апатии, и как следствие - недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; предпочтение стандартных шаблонов, рутине, нежели творческому подходу;
- безразличие к новшествам, нововведениям; малое участие или полный отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании, повышении квалификации);
- формальное выполнение работы;
5.Социальные симптомы
- нет времени, энергии и желания для социальной активности;
- уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, любым интересам вне работы; социальные контакты ограничиваются только работой;
- скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; ощущение изоляции , непонимания других и другими;
- ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег;
Если вы нашли по два и более симптома в каждой группе, это сигнал: задумайтесь о своем физическом и психическом здоровье. Вам нужна, если не медицинская, то уж точно - социально-психологическая помощь. Попробуйте разобраться в причинах того, что вы обнаружили в себе, обратитесь за помощью к специалистам, посетите тренинг. Но не бездействуйте!
Предлагаю несколько упражнений и методик, которые помогут справиться со стрессовой ситуацией, снять эмоциональное напряжение.
Упражнение на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими.
Упражнение «Самокритика»
У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. Но при этом возникает вопрос: разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. Данное упражнение помогает прояснить этот вопрос.
Чистый лист бумаги разделить на три вертикальных полосы:
1-я графа: «Кто я?» . Написать 10 слов-эпитетов. Записывать быстро, точно в той формулировке, в которой они приходят в голову.
2-я графа: «Как на этот вопрос ответили бы мои родители, знакомые, друзья?» (можно выбрать кого-то одного).
3-я графа: на этот же вопрос отвечает кто-то из родственников или знакомых.
Когда все графы заполнены, нужно сравнить ответы, выделяя сходство характеристик. Можно выделить доминирующую линию поведения – она повторяется во всех трех характеристиках. Подсчитывается количество совпадений, которое определяет степень открытости человека.
Упражнение на развитие позитивного самовосприятия.
Упражнение «Сильные стороны»
Это упражнение направлено не только на самораскрытие, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках и слабостях, никаких попыток самокритики и самоосуждения.
Возьмите чистый лист бумаги и напишите все свои сильные стороны – что вы любите, цените, принимаете в себе, что дает вам чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях, отметьте то, что является точкой опоры в различные моменты жизни.
После этого попытайтесь провести «инвентаризацию» своих сильных сторон.
Упражнение на развитие эмпатии.
Упражнение «Эпитеты»
Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего. Эмпатия – это способность к сочувствию: отразить чувство, принять его не растворяя полностью чувство другого в своих чувствах, что предотвратит развитие синдрома «Эмоционального выгорания». Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию и совершенствованию.
Возьмите какую-нибудь фотографию «эмоционального состояния» человека. Внимательно рассмотрите фотографию и охарактеризуйте ее. Это должна быть характеристика не каких-то отдельных частей лица, а личности в целом. Подберите не менее семи эпитетов, раскрывающих характер человека и его эмоциональное состояние. (Например: этот человек спокойный, уживчивый, слабый, бесхитростный, дружелюбный, покладистый, простой, веселый, радостный, беззаботный).
Способы саморегуляции эмоционального состояния.
При напряженных эмоциональных состояниях у человека меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировке, изменяются дыхание, пульс, цвет лица, могут появиться слезы.
Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции – расслабление мимической мускулатуры.научившись расслаблять лицевые мышцы и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять соответствующими эмоциями.
Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Дыхание человека меняется в разных ситуациях и зависит от внутреннего состояния человека. Существует успокаивающее дыхание и мобилизирующее дыхание. Успокаивающее дыхание полезно использовать, чтобы погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, мобилизует внимание.
Представляю цифровую схему данных дыхательных упражнений:
Успокаивающее дыхание. Первой цифрой обозначается условная продолжительность вдоха, второй – выдоха, в скобках – продолжительность паузы – задержки дыхания. Выполнение упражнения регулируется счетом вслух или про себя: 4 – 4 (2); 4 – 5 (2); 4 – 6 (2); 4 – 7 (2); 4 – 8 (2); 4 – 8 (2); 5 – 8 (2); 6 – 8 (3); 7 – 8 (3); 8 – 8 (4); 8 – 8 (4); 7– 8 (3); 6– 7 (3); 5 – 6 (2); 4 – 5 (2);
Мобилизующее дыхание. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобках заключена пауза, затем – фаза выдоха: 4 (2) 4; 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4; 8 (4) 4; 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8; 8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4;
Первая помощь, система приемов эмоциональной саморегуляуии после воздействия стрессовых факторов.
1.Смочить лоб, виски, артерии на руках холодной водой.
2.Медленно осмотреться по сторонам, переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывая их внешний вид.
3.Посмотреть в окно на небо, сосредоточиться на том, что видите.
4.Медленно, глотками выпить стакан воды, сосредоточив внимание на ощущениях в тот момент, когда вода будет течь по горлу.
5.Представить себя в приятной обстановке – в саду, на пляже, на качелях, под душем...
6.Проговорить (лучше вслух) формулы успокоения, например: «Сегодня я игнорирую пустяки».
7.Переключитесь на интересную деятельность, интересное занятие – создайте новую доминанту.
8.Вспомните приятные события из собственной жизни, постарайтесь почувствовать это состояние вновь всем телом – позой, улыбкой, жестами, походкой, осанкой.
9.Используйте приемы логики, включите рассудочную деятельность. Произведите общую переоценку значимости ситуации по типу: «Не очень то и хотелось» или постарайтесь найти что-то положительное, используя прием «зато». Успокойтесь, а затем все обдумайте – по принципу: «Подумаю об этом завтра».
10.Не надо блокировать физиологические механизмы разрядки, в виде плача, смеха, желания ударить, выговориться:
- чувство раздражения и агрессии можно снять, сделав несколько ударов ногой по воображаемому предмету, побоксировать подушку и т.д;
- разрядить эмоции – выговориться кому-то до конца, т.к. после снятия возбуждения человек может осознать свои ошибки и принять правильное решение;
- дать себе усиленную физическую нагрузку (приседания, бег на месте, подъем пешком на несколько этажей);
- найти место, где можно проговорить, прокричать, выплакать: пустая комната, закрытая машина;
- техника «пустой стул». Представьте, что на этом стуле сидит человек, который вас обидел. Излейте ему все свои чувства, скажите ему все, что хочется;
Приглашаю на индивидуальные консультации и на «Тренинг эмоциональной устойчивости. Профилактика синдрома «выгорания».
Принимаются заявки на проведение тренинга от организаций и частных лиц.