Супервизия
Супервизия с каждым днем все больше становится неотъемлемой частью повседневной деятельности психотерапевтов, психологов, волонтеров, социальных работников. Это – один из наиболее эффективных методов обучения психотерапии и консультирования.
Приказом Минздрава РФ от 30.01.95 г. «О психиатрической и психотерапевтической помощи» супервизия считается обязательной частью образования психотерапевта, ей отводится не менее 100 часов.
Психотерапевт, психолог-консультант или социальный работник, волонтер должен сам пройти курс психотерапии или консультирования у опытных профессионалов для того, чтобы решить свои собственные проблемы, а не переносить их на своих будущих клиентов. Психолог-консультант, имеющий свои нерешенные проблемы, не может помогать решать аналогичные проблемы клиентов. Семейный психолог, имеющий проблемы в своей собственной семье, не может консультировать семейные пары и помогать им решать их проблемы.
«Супервизия» - от латинского supervidere «смотреть сверху», - это профессиональное консультирование и анализ как целесообразности и качества использования практических подходов и методов консультирования, так и терапевтических отношений, возникающих между клиентом и консультантом, т.е. один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области консультирования.
Задачи супервизии в консультировании:
- профессиональное и личностное развитие консультанта;
- развитие особых навыков и умений, которые дадут возможность оценить результаты работы;
- повышение уровня ответственности в консультировании;
Супервизия помогает консультанту понять себя и процесс консультирования, в совершенстве овладеть знаниями и навыками, необходимыми в работе.
Какие трудности и ошибки могут встречаться в консультировании:
- ошибки диагностики (неумелое проведение интервью и трудности при анализе полученных данных, недостаточное знание клинико- психологической диагностики, невнимание к вербальной и невербальной информации от клиента);
- ошибки присоединения (ограничение консультантом свободы выбора клиента в принятии решения, нечеткое формулирование запроса клиентом, отсутствие разделения ответственности);
- тактические ошибки (консультант не учел готовность клиента к изменениям, низкая мотивация клиента на изменения, не учтены ресурсы клиента);
Кроме того, к ошибкам и затруднениям в консультировании могут приводить личностные проблемы самого консультанта, такие как тревога и неуверенность, контрперенос, наличие жестких поведенческих стереотипов, низкая эмпатия или ее отсутствие, неконгруэнтность, установка на конфронтацию с клиентом, неумение определять пределы своих возможностей и др.
Приглашаю на супервизию (индивидуальную и в супервизорские группы) начинающих коллег психологов-консультантов, социальных работников, волонтеров.
Запись на супервизию по телефону: 904-80-91