"Социальное «Я»"
Наше представление о себе во многом основывается на взаимоотношениях с другими людьми – с другом, любимым, родителями, детьми, соседями, коллегами. Отдельные личности и их поведение вписываются в определенную систему ролей, обусловливая устойчивость и функционирование такой системы в целом. Как потеря, так и отсутствие социальных взаимоотношений влияют на наше самовоспитание.
Потеря дорогих нам людей, будь то по причине разлуки, развода или смерти, зачастую требует изменения и нашего самовоспитания. Вейс пишет, что «с прекращением брачных отношений большинство из разведенных страдает от отсутствия некоего социального каркаса, на котором держалось его самоопределение» ( Weiss, 1975). Вдовы, очевидно, переживают также и потерю собственного «Я». Многие из обследованных Паркесом ( Parkes, 1972) одиноких женщин поначалу отвергали мысль о вдовстве и никак не хотели отказаться от дорогого им представления о себе как о жене некоего нового, неопределенного мужчины. Утрата значимых, долговременных социальных связей имеет своим главным следствием изменение представлений о себе. По крайней мере на первых порах эти изменения часто ведут к понижению самооценок. Немаловажные последствия ля самовосприятия имеет также отсутствие социальных взаимоотношений. Многие наши жизненные планы – вступить в брак и жить «счастливо до конца дней», быть верным и добрым другом, в старости быть окруженным любящими внуками – требуют установления социальных взаимоотношений. Для молодого человека, вступающего во взрослую жизнь, отсутствие соответствующего партнера или супруга не только сужает круг его связей в настоящее время, но может разрушить мечты о будущем и представление о цели ( Schank & Abelson, 1977). На протяжении всей жизни для осуществления важных жизненных планов нужны «соучастники».
Отсутствие близкой привязанности в детстве
Утрата значимых взаимоотношений тяжела в любом возрасте, но для маленьких детей эти события особенно серьезны по своим последствиям. В своем довольно необычном анализе Шейвер и Рубинстайн ( Shaver & Rubenstein, 1980) утверждали, что лишенные тесной привязанности к родителям дети выстраивают такие модели социального мира и собственного «Я», которые губительным образом сказываются на их самооценке и дальнейшем приспособлении (социализации). Шейвер и Рубинстайн предположили, что дети склонны обвинять себя в потере одного из родителей, особенно если эта потеря – результат развода, а не смерти.
Уровень сознательной зрелости ребенка в момент развода может быть критическим. Маленькие дети, подверженные эгоцентризму, более всего склоняются к мысли, что именно они стали причиной развода. В результате, как считают Шейвер и Рубинстайн, снижается их самооценка и утверждается пессимистическое отношение к социальным взаимосвязям, которое трудно преодолеть. Будучи уже взрослыми, такие индивиды подвергаются особому риску одиночества и продолжают обвинять себя в собственных социальных затруднениях. Таким образом, ранняя потеря привязанности оставляет в наследство одиночество и низкую самооценку.
Чувства, которые ассоциируются с одиночеством
Фактор 1 | Фактор 2 | Фактор 3 | Фактор 4 |
отчаяние | депрессия | невыносимая скука | самоуничижение |
Отчаяние | Тоска | Нетерпеливость | Ощущение собственной непривлекательности |
Паника | Подавленность | Скука | Никчемность |
Беспомощность | Опустошенность | Желание к перемене | Ощущение собственной глупости |
Напуганность | Изолированность |
Скованность | Застенчивость |
Утрата надежды | Жалость к себе | Раздражительность | Незащищенность |
Покинутость | Меланхолия | Неспособность взять себя в руки | |
Ранимость | Отчужденность Тоска по конкрет ному человеку |
Фактор 1: | Фактор 2: | Фактор 3: | Фактор 4: | Фактор 5: |
свобода от привязанностей | отчужденность | уединенность | вынужденная изоляция | перемена места |
Отсутствие супруга |
Чувствую себя «белой вороной» | «Прихожу домой в пустой дом» | Привязанность к дому | Пребываниевдали от дома |
Отсутствие сексуального партнера |
Непонимание со стороны других | «Всеми покинут» | Прикован к постели | Новое местоработы или учебы |
Разрыв отношений с супругом, с любимым |
Никчемность | Отсутствие средств | Слишком частые переезды или передвижения | |
Отсутствие близких друзей | Частые разъезды |
Фактор 1: | Факто 2: | Фактор 3: | Фактор 4: |
печальная пассивность |
активное уединение |
проживание денег |
социальный контакт |
Плачу | Учусь или работаю | Транжирю деньги | Звоню другу |
Сплю | Пишу | Делаю покупки | Иду к кому-нибудь в гости |
Сижу и размышляю | Слушаю музыку | ||
Ничего не делаю | Делаю зарядку | ||
Переедаю | Гуляю | ||
Принимаю транквилизаторы | Занимаюсь любимым делом | ||
Смотрю телевизор | Хожу в кино | ||
Пью или «отключаюсь» | Читаю Музицирую |
В своем исследовании Брэгг ( Bragg, 1979) представил данные, связывающие одиночество и депрессию, и затем показал, что одиночество не всегда нужно ассоциировать с депрессией. Люди одинокие и подавленные обычно выражают неудовлетворенность как социальными, так и несоциальными аспектами своей жизни, тогда как не испытывающие чувства подавленности одинокие люди озабочены только социальной неудовлетворенностью. В этом есть смысл, поскольку существует, очевидно, не одна, а несколько причин депрессии. Все же было бы ошибкой не замечать хорошо прослеживаемый переход от состояния одиночества к депрессии. Потеря социальных связей или дефицит социальных связей, в котором индивид сам себя обвиняет, безусловно, ведет к депрессии; и нет ничего случайного в том, что одиночество и депрессия тесно связаны.