Сайт психолога
Навигация
Контакты
Тел.:

(921) 904-80-91

Пишите:

mail@skorova.spb.ru

Дополнительно

Создание сайтов и интернет-магазинов под ключ

Моё образование

Яндекс.Метрика

"Социальное «Я»"

Наше представление о себе во многом основывается на взаимоотношениях с другими людьми – с другом, любимым, родителями, детьми, соседями, коллегами. Отдельные личности и их поведение вписываются в определенную систему ролей, обусловливая устойчивость и функционирование такой системы в целом. Как потеря, так и отсутствие социальных взаимоотношений влияют на наше самовоспитание.

Потеря дорогих нам людей, будь то по причине разлуки, развода или смерти, зачастую требует изменения и нашего самовоспитания. Вейс пишет, что «с прекращением брачных отношений большинство из разведенных страдает от отсутствия некоего социального каркаса, на котором держалось его самоопределение» ( Weiss, 1975). Вдовы, очевидно, переживают также и потерю собственного «Я». Многие из обследованных Паркесом ( Parkes, 1972) одиноких женщин поначалу отвергали мысль о вдовстве и никак не хотели отказаться от дорогого им представления о себе как о жене некоего нового, неопределенного мужчины. Утрата значимых, долговременных социальных связей имеет своим главным следствием изменение представлений о себе. По крайней мере на первых порах эти изменения часто ведут к понижению самооценок. Немаловажные последствия ля самовосприятия имеет также отсутствие социальных взаимоотношений. Многие наши жизненные планы – вступить в брак и жить «счастливо до конца дней», быть верным и добрым другом, в старости быть окруженным любящими внуками – требуют установления социальных взаимоотношений. Для молодого человека, вступающего во взрослую жизнь, отсутствие соответствующего партнера или супруга не только сужает круг его связей в настоящее время, но может разрушить мечты о будущем и представление о цели ( Schank & Abelson, 1977). На протяжении всей жизни для осуществления важных жизненных планов нужны «соучастники».

Отсутствие близкой привязанности в детстве

Утрата значимых взаимоотношений тяжела в любом возрасте, но для маленьких детей эти события особенно серьезны по своим последствиям. В своем довольно необычном анализе Шейвер и Рубинстайн ( Shaver & Rubenstein, 1980) утверждали, что лишенные тесной привязанности к родителям дети выстраивают такие модели социального мира и собственного «Я», которые губительным образом сказываются на их самооценке и дальнейшем приспособлении (социализации). Шейвер и Рубинстайн предположили, что дети склонны обвинять себя в потере одного из родителей, особенно если эта потеря – результат развода, а не смерти.

Уровень сознательной зрелости ребенка в момент развода может быть критическим. Маленькие дети, подверженные эгоцентризму, более всего склоняются к мысли, что именно они стали причиной развода. В результате, как считают Шейвер и Рубинстайн, снижается их самооценка и утверждается пессимистическое отношение к социальным взаимосвязям, которое трудно преодолеть. Будучи уже взрослыми, такие индивиды подвергаются особому риску одиночества и продолжают обвинять себя в собственных социальных затруднениях. Таким образом, ранняя потеря привязанности оставляет в наследство одиночество и низкую самооценку.

Чувства, которые ассоциируются с одиночеством

Факторный анализ эмоциональных состояний одинокого человека
Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
отчаяние депрессия невыносимая скука самоуничижение
Отчаяние Тоска Нетерпеливость Ощущение собственной непривлекательности
Паника Подавленность Скука Никчемность
Беспомощность Опустошенность Желание к перемене Ощущение собственной глупости
Напуганность
Изолированность
Скованность Застенчивость
Утрата надежды Жалость к себе Раздражительность Незащищенность
Покинутость Меланхолия Неспособность взять себя в руки
Ранимость Отчужденность
Тоска по конкрет
ному человеку

Факторный анализ причин одиночества
Фактор 1: Фактор 2: Фактор 3: Фактор 4: Фактор 5:
свобода от привязанностей отчужденность уединенность вынужденная изоляция перемена места
Отсутствие
супруга
Чувствую себя «белой вороной» «Прихожу домой в пустой дом» Привязанность к дому Пребываниевдали от дома
Отсутствие
сексуального
партнера
Непонимание со стороны других «Всеми покинут» Прикован к постели Новое местоработы или учебы
Разрыв отношений с супругом,
с любимым
Никчемность   Отсутствие средств Слишком частые переезды или передвижения
  Отсутствие близких друзей     Частые разъезды

Факторный анализ реакций на одиночество
Фактор 1: Факто 2: Фактор 3: Фактор 4:
печальная
пассивность
активное
уединение
проживание
денег
социальный
контакт
Плачу Учусь или работаю Транжирю деньги Звоню другу
Сплю Пишу Делаю покупки Иду к кому-нибудь в гости
Сижу и размышляю Слушаю музыку    
Ничего не делаю Делаю зарядку    
Переедаю Гуляю    
Принимаю транквилизаторы Занимаюсь любимым делом    
Смотрю телевизор Хожу в кино    
Пью или «отключаюсь» Читаю
Музицирую
   

В своем исследовании Брэгг ( Bragg, 1979) представил данные, связывающие одиночество и депрессию, и затем показал, что одиночество не всегда нужно ассоциировать с депрессией. Люди одинокие и подавленные обычно выражают неудовлетворенность как социальными, так и несоциальными аспектами своей жизни, тогда как не испытывающие чувства подавленности одинокие люди озабочены только социальной неудовлетворенностью. В этом есть смысл, поскольку существует, очевидно, не одна, а несколько причин депрессии. Все же было бы ошибкой не замечать хорошо прослеживаемый переход от состояния одиночества к депрессии. Потеря социальных связей или дефицит социальных связей, в котором индивид сам себя обвиняет, безусловно, ведет к депрессии; и нет ничего случайного в том, что одиночество и депрессия тесно связаны.

далее>>>

   
      Психолог петербург | Помощь психолога | Психологические тренинги | Семейный психолог
Спецкурсы для Вас
 
Совет Дня

Хорошее освещение ускоряет циркуляцию живительной Энергии Ци, воздействует на зоны нашего дома и улучшает жизнь. Установите яркие светильники в зонах, которые требуют активизации!